Русская христианская гуманитарная академия Российский Фонд фундаментальных исследований
Герье Владимир Иванович Герье Владимир Иванович

Владимир Иванович Герье (1837-1919)

 

Герье, Владимир Иванович – историк, общественный деятель. Закончил историко-филологический факультет Московского университета, был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию, одновременно стал преподавателем литературы и истории в первом московском кадетском корпусе. В 1862 г. защитил магистерскую диссертацию: «Борьба за польский престол в 1733 г.» и был отправлен за границу, где пробыл три года (в Германии, Италии и Париже). Избранный в доценты по кафедре всеобщей истории, он начал преподавать в Московском университете с 1865 г. В 1868 г. им была защищена диссертация: «Лейбниц и его век», на степень доктора, после чего он издал на основании материалов, находящихся в Ганновере, книгу об отношениях Лейбница к Петру Великому и сборник документов из переписки этого философа, относящихся к России. В полемике по вопросу об организации русских университетов, которая велась в семидесятых годах, он выступил защитником устава 1863 г. В Москве им были основаны высшие женские курсы («Курсы Герье»), во главе которых он стоял в течение 16 лет, пока они не были закрыты вместе с другими подобными курсами, существовавшими в некоторых университетских городах. При восстановлении министерством высших женских курсов в Москве Герье был назначен их директором, которым состоял до 1905 г.

Сторонник конституционной монархии, которая, по его мнению, является «умеренным» ограничением монархической власти, Герье в 1906 г. вступил в «Союз 17 октября». В 1907 г. назначен императором в Государственный совет (заседал на 11 сессиях до июня 1916 г.). Участвовал в организации выборов в I-III Государственные думы. Автор ряда публицистических брошюр, в которых поддерживал политику правительства П.А. Столыпина. Отошел от политической деятельности в 1912 г. Октябрьскую революцию 1917 г. оценивал как трагический, но закономерный результат нежелания русского общества «учиться истории».

В области медиевистики выступал с работами по истории католического миросозерцания и «теократического начала». Герье трактовал католицизм как «творческое объединяющее начало» средневековой истории, который постепенно превратился в детерминирующий фактор. В серии работ, опубликованных под названием «Зодчие и подвижники Божьего Царства» (Франциск из Ассизи, апостол нищеты и любви. М., 1908; Блаженный Августин. М., 1910; Западное монашество и папство. М., 1913), Герье дает общую характеристику места и функций монашества в Средние века, призванную служить обоснованию разрабатываемой историком концепции созидательного противоборства «Града Божьего» с «Градом Земным» на протяжении всей средневековой истории. Монашество у Герье ассоциируется с «Градом Божьим», трактуется как воплощение мечты о «первоначальной, райской чистоте», о созидании «Божьего Царства на земле».


Его работы:
Герье В. И. Философия истории Гегеля. // ВФиП, 1910. Кн. 101. С.1-48.
Герье В. И - Философия истории Гегеля. // ВФиП Кн. 102. С. 125-179.
Герье В. О философии истории Гегеля. Окончание. // ВФиП, Кн. 104. С. 457-487

ЧИТАТЬ
СКАЧАТЬ
Философия истории Гегеля.
Философия истории Гегеля. Продолжение
Философия истории Гегеля. Заключение.

Назад в раздел
Immediate Vortex