РАННИЙ ГЕГЕЛЬ |
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА |
НАУКА ЛОГИКИ |
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК |
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА |
РАБОТЫ РАЗНЫХ ЛЕТ |
ГЕГЕЛЕВСКОЕ НАСЛЕДИЕ |
ПИСЬМА |
Франк Семен Людвигович | ||
Семен Людвигович Франк (1877-1950) Семен Франк, по признанию многих его современников, должен быть признан самым талантливым и оригинальным русским мыслителем ХХ в. (такое мнение высказывал, например, В. Зеньковский в своей «Истории русской философии»). Созданная им метафизическая система может быть поставлена в один ряд с самыми известными философскими концепциями ХХ в.; особенно очевидна близость философских воззрений Франка к философии М. Хайдеггера. Франк родился 16 января 1877 г. в Москве. Дед Франка был правоверным иудеем и в 60-е годы XIX в. стал одним из основателей еврейской общины в Москве; через него будущий философ приобщился к древнееврейской культуре и иудейскому богословию, что в дальнейшем сыграло определенную роль в формировании его мировоззрения (в зрелые годы особенно важным оказалось внимание Франка к еврейскому философскому мистицизму и к учению Каббалы). Отец Франка умер, когда ему было всего пять лет; его мать вторично вышла замуж, и отчим Франка В. Зак стал вторым человеком, оказавшим существенное влияние на его юношеское мировоззрение. Зак был близок к революционному народничеству, через него Франк приобщился к идеям народнического социализма и политического радикализма. С 1892 г. семья Франка проживала в Нижнем Новгороде, здесь во время обучения в гимназии он примкнул к марксистскому кружку. С 1894 г. он учится на юридическом факультете Московского университета, но большую часть времени по-прежнему отдает «революционной деятельности». В 1899 г. во время студенческих беспорядков Франк написал прокламацию, и это привело к тому, что он был арестован и выслан на два года без права проживания в университетских городах. Франк уехал в Германию и в течении двух лет слушал лекции по политической экономии и философии в Берлинском университете. Здесь же он написал свою первую самостоятельную работу «Теория ценности Маркса и ее значение. Критический этюд» (1900). В 1901 г. Франк возвращается в Россию и сдает государственный выпускной экзамен в Казанском университете. С этого времени он активно занимается философией, зарабатывая на жизнь переводами немецких философских книг. Большое влияние в этот период на него оказал П. Струве, с которым Франк познакомился в 1898 г. В 1902 г. он участвует в сборнике «Проблемы идеализма», где публикует большую статью «Фр. Ницше и этика “любви к дальнему”». В 1905 г. вместе со Струве он участвует в первом съезде Конституционно-демократической партии. В том же 1905 г. Франк поселяется в С.-Петербурге, где вместе со Струве организует политический еженедельник «Полярная звезда» (в 1906 г. журнал был запрещен цензурой). В конце 1906 г., когда Струве становится владельцем и редактором одного из самых популярных российских журналов «Русская мысль», Франк входит в редколлегию журнала в качестве руководителя философского раздела журнала. Одновременно он активно сотрудничает в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни». В 1909 г. Франк становится участником известного сборника «Вехи». В 1912 г. он сдает магистерские экзамены и одновременно переходит в православное вероисповедание, это позволило ему стать приват-доцентом при С.-Петербургском университете. В 1913—1914 гг. он находится в научной командировке в Германии, где создает первую большую философскую работу, книгу «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания», опубликованную в 1915 г. и защищенную в качестве магистерской диссертации. Эта книга сразу же сделала его одним из лидеров философского движения в России. В 1917 г. выходит его вторая большая книга «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию», которую Франк предполагал представить в качестве докторской диссертации, однако революция и последовавшие затем события сделали невозможной защиту диссертации. В сентябре 1917 г. Франк с семьей переезжает в Саратов и становится профессором только что открытого историко-философского факультета Саратовского университета. В 1921 г. он Переезжает в Москву, где вместе с Бердяевым основывает Академию духовной культуры. В 1921—1922 гг. Франк издает две небольшие книги «Введение в философию» и «Методология общественных наук». В 1922 г. Франк вместе с другими известными деятелями культуры оказывается в эмиграции. В 1922—1937 гг. он проживает в Германии, где сотрудничает в Русском научном институте и в Религиозно-философской академии, возглавляемой Бердяевым. В это время выходят две его популярные работы (выросшие из курсов лекций) «Крушение кумиров» (1924) и «Смысл жизни» (1926). В 1930 г. выходит книга «Духовные основы общества. Введение в социальную философию», которую Франк считал заключительной частью трилогии, первыми двумя частями которой были книги «Предмет знания» и «Душа человека». В 1937 г. в связи с усилением фашистского режима в Германии он вынужден переехать в Париж, где в 1939 г. выходит главный труд всей его жизни, книга «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии». Во время второй мировой войны Франк работает над книгами «С нами Бог. Три размышления» и «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии». Первая из них вышла по-английски в 1946 г. в Лондоне, куда Франк перебрался в 1945 г., вторая — в 1949 г. по-русски в Париже. Последние годы жизни он посвятил работе над новой версией своей метафизики, изложенной в книге «Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия», которая была опубликована только после его смерти, в 1956 г. Умер Франк 10 декабря 1950 г. в Лондоне. |
||
ЧИТАТЬ | ||
|
||
СКАЧАТЬ | ||
Назад в раздел