Мотрошилова Н. В
Мотрошилова, Неля Васильевна(р. 1934) — спец. в обл. истории западноевроп. филос., теории познания; д-р филос. наук, проф. Окончила филос. ф-т МГУ (1956). С 1959 — в ИФ АН СССР (ныне РАН), в наст. вр. — зав. отделом истории филос. М. — отв. ред. "Историко-философского ежегодника", ряда др. изд., среди к-рых "Социальная природа познания: теоретические предпосылки и проблемы" (М., 1979); "Studien zur Geschichte der westlichen Philosophic" (Frankfurt am M., 1986); "Философия Мартина Хайдеггера и современность" (М., 1991). М. внесла значительный вклад в иссл. западноевроп. филос. нового времени и XX в. В обл. нем. класс. филос. ее внимание сосредоточено на филос. Канта и Гегеля (в кантоведении: теория познания Канта; филос. права, учение Канта о свободе; в ге-гелеведении: проблемы системности у Гегеля; система категорий "Науки логики" как логики науки; соц. филос. Гегеля — филос. права, свободы, гражд. об-ва; специфика гегелевской феноменологии). В иссл. М. феноменологии и экзистенциализма на первый план выступают: концепция "чистого сознания" Гуссерля как филос. модель, содержащая объединяющую конструкцию существенных черт сознания и предлагающая методы их раздельного анализа ("чистое созерцание" и описание сущностей). Обращается внимание на следующие черты: сознание — бесконечный поток, разделенный на целостные части (феномены), направленный на предмет (интенциональный), содержащий пересечения предметных аспектов (ноэматических) и относящихся к разл. свойствам актов (ноэтич.), содержащий "смыслодающие" функции, "чистые сущности" как "чистые возможности", приобретающий "временные" и "бытийственные" (онтол.) измерения, конституирующий такие целостности, как "мир", "природа", "бытие", "субъект", "чистое Я", "интерсубъективность". В посл. годы М. занимается детальным анализом 2-го тома "Логических исследований" Э.Гуссерля. Еще в 60-е гг. М. начала разрабатывать концепцию соц.-ист. обусловленности познания, к-рая в 80—90-е гг. была дополнена проблемами развития филос. и социол., мировой цивилизации, иссл. соц.-ист. корней нем. класс. филос. под углом зрения понятий "цивилизация", "эпоха", "историческая ситуация"; роль "официального" и "неофициального" филос. сообщества в развитии филос. и др. В 80—90-е гг. начато и продолжается иссл. истории рус. филос., особенно феноменологич. и экзист. (Л.Шестов, Г.Шпет, Б.Яковенко); исследуется перекличка филос. идей России и Запада в конце XIX в. — начале и конце XX в. Ряд иссл. М. посвящен новым и новейшим течениям в зап. филос., их представителям ("филос. портреты" Ю.Хабермаса, В.Хесле и др.). В посл. вр. под руководством М. подготовлен и опубликован 4-томный учебник "История философии: Запад-Россия-Восток" (1994—1998), в к-ром в едином комплексе проанализирована история филос. разл. эпох, стран и регионов. М. — автор глав этого учебника, посвященных античной филос., филос. Нового времени (великие философы XVII в.; нем. филос. XVIII—XIX вв.); рус. филос. "серебряного века", зап. филос. XX в. М. — рук. и один из исполнителей проекта двуязычного нем.-рус изд. собр. соч. И.Канта. Ответственный ред. и сост. (совм. с Ю.В.Синеокой) сб. "Фридрих Ницше и философия в России". СПб., 1999.
Соч.: Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968; Познание и общество. Из истории философии XVII — XVIII вв. М., 1969; Marcuses Utopie der Antigesellschaft. [В соавт.]. Berlin, 1971; Гуссерль и Кант: проблема "трансцендентальной философии" // Философия Канта и современность. М., 1974; Наука и ученые в уловиях современного капитализма. М., 1976; Истина и социально-исторический процесс познания. М., 1977; К проблеме научной обоснованности норм // ВФ. 1978. № 7; Учение о человеке в философии эпохи ранних буржуазных революций // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983; Путь Гегеля к "Науке логики". М., 1984; Современное исследование философии Гегеля: новые тексты и проблемы // ВФ. 1984. № 7; Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986; Диалектика системности и системность диалектики в "Науке логики" Гегеля // Философия Гегеля. Проблемы диалектики. М., 1987; Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990; Рождение и развитие философских идей. М., 1991; Freiheit und Vernunft // Weinerjahrbuch fur Philosophie. Bd.XXIII. 1991; Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера // Квинтэссенция. 1992; Парабола жизни Льва Шестова // ВФ. 1992. № 1.; Delineation of Gegenstandlichkeiten in Edmund Husserl's 2 v. "Logical Investigation" // Analecta HusseHiana. 1992. VXXVII; История философии: Запад—Россия—Восток. T.I, П. [Под ред. и в соавт. с Н.Мотрошиловой]; T.III, IV. [Соред. и соавт. Н.Мотрошилова]. М., 1994—1998 (2-е изд. IV т. М., 2000); Значение книги С.Франка "Предмет знания" // Историко-философский ежегодник. 1997. М., 1999; Интенциональность в "Логических исследованиях" Э.Гуссерля // ВФ. 2000. № 4; Дискуссии о философии Ф.Ницше в России серебряного века // Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999; Вл.Соловьев и Ф.Ницше. Поиск новых философских парадигм // Там же; "По ту сторону добра и зла" как философская драма // Там же; Варварство как оборотная сторона цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 2000.
Назад в раздел