Русская христианская гуманитарная академия Российский Фонд фундаментальных исследований
Соловьев Владимир Сергеевич Соловьев Владимир Сергеевич

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

 

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева. По матери Соловьев происходил из старинного украинского рода и приходился родственником Г. Сковороды. Духовное развитие будущего философа протекало очень бурно. В ранней юности он пережил увлечение крайним материализмом и нигилизмом в духе 60-х годов XIX в. Это определило его решение поступить на естественный факультет Московского университета (в 1869 г.). Однако, проучившись здесь два года, Соловьев переживает духовный кризис, связанный с крушением своего материалистического мировоззрения, переходит на историко-филологический факультет и начинает активно изучать философию (особенно большое влияние на него оказали Спиноза, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр и Э. Гартман). В 1873—1874 гг. он был кроме того вольнослушателем Московской духовной семинарии.

            В 1874 г. Соловьев защищает магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивистов)» и начинает преподавать на кафедре философии Московского университета. В 1875 г. он уезжает в научную командировку в Англию, работает в Британском музее, с увлечением изучает мистическую литературу (особенно важную роль в формировании взглядов Соловьева сыграло изучение Каббалы — системы еврейской мистики). Летом 1876 г. Соловьев возвращается в Москву, однако весной следующего года переезжает в Петербург, где продолжил читать лекции в университете и на Женских курсах. Еще раньше, в 1877 г., была опубликована незаконченная работа Соловьева «Философские начала цельного знания», которая особенно ясно обозначила направление его философского развития. В начале 1878 г. он читает в Петербурге цикл публичных лекций «Чтения о Богочеловечестве», где излагает все самые важные идеи своей философии. Наконец, в 1880 г. Соловьев защищает докторскую диссертацию на тему «Критика отвлеченных начал».

            В марте 1881 г. Соловьев в одной из своих публичных лекций призвал нового царя Александра III помиловать участников покушения на Александра II. За это ему было запрещено чтение публичных лекций; он был вынужден также уйти из университета. До самой смерти Соловьев остается свободным мыслителем, целиком посвятив себя работе над философскими и публицистическими трудами. В 80-е годы Соловьев особое внимание уделяет теологии, истории религии и церкви. Он пишет исторические и богословско-философские труды: «Духовные основы жизни» (1882—1884), «История и будущность теократии» (1866), «Россия и вселенская церковь» (1889). В 1887 г. в Париже Соловьев прочитал доклад о России, в котором резко критически отзывался о русской церкви и отдавал предпочтение католичеству. Позже этот доклад составил основу небольшой книги «Русская идея» (1888). В это время Соловьев много сил уделяет разработке теократической утопии — своему пониманию будущего человечества как постепенного осуществления на земле Царства Божия, основанного на соединении самодержавия и церкви (материальной власти русского царя и духовной «власти» римского папы).

            В 90-е годы Соловьев разочаровался в своей утопии, и в его творчестве вновь начинает преобладать философская проблематика. К этому времени относится создание работ «Красота в природе» (1889) и «Смысл любви» (1892—1894). Самым фундаментальным трудом последних двух десятилетий стала книга «Оправдание добра» (1897). Некоторые новые идеи, которые могли бы в дальнейшем привести к существенному изменению метафизической системы Соловьева, содержатся в незаконченном цикле статей, объединенных условным названием «Теоретическая философия» (1897—1899). Пессимистическое настроение Соловьева относительно будущего человечества, овладевшее им в последние годы жизни, ярко обозначилось в последнем крупном сочинении «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900). 31 июля 1900 г., в самом расцвете творческих сил, Соловьев скончался.


Его работы:
Соловьев В. С. Гегель // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. VIII. (Кн. 15). СПб., 1892, стр. 217-227.  
Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 2   М., "Мысль", 1988.-- (Филос. наследие. Т. 105).
Соловьев В. С. Гегельянская школа // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Т. VIII. (Кн. 15). СПб., 1892, стр. 227-228. Файл см.

ЧИТАТЬ
СКАЧАТЬ
Вл. Соловьев. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. М. 1990. С. 33—38
Статья про Гегеля
Гегельянская школа

Назад в раздел