Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
 
 
Ильин Иван Александрович Ильин Иван Александрович

Иван Александрович Ильин (1883-1954)

 

Иван Ильин родился в Москве 14 марта 1883 г. В 1901 г. он поступает на юридический факультет Московского университета и становится одним из самых активных членов научного кружка П. Новгородцева. В 1906 г. Ильин успешно сдает выпускные экзамены и по предложению Е. Трубецкого (который в то время также преподавал на юридическом факультете) остается при университете для подготовки к званию профессора. В 1909 г. Ильин сдает экзамены на звание магистра государственного права и в качестве приват-доцента начинает преподавать в университете и на Высших женских юридических курсах. В 1910—1912 гг. он находится в научной командировке в Германии и Франции и активно общается с известными европейскими философами, в том числе с Э. Гуссерлем. В это время Ильин пишет свои первые историко-философские статьи, посвященные Штирнеру, Шлейермахеру, Фихте, Гегелю, а также создает большой «социально-психологический опыт» «О любезности». Одновременно вызревает замысел его магистерской диссертации, посвященной философии Гегеля. Итогом работы Ильина стал капитальный двухтомный труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», опубликованный весной 1918 г.; в результате состоявшейся тогда же защиты Ильину были присуждены стазу две степени — магистерская и докторская.

            Февральскую революцию 1917 г. Ильин приветствовал как начало построения в России правового государства; особенно большие надежды он возлагал на созыв Учредительного собрания (позже, в эмиграции он резко изменил свое отношение к Февральской революции, и именно ее считал началом гибели России). Октябрьскую революцию Ильин воспринял как национальную катастрофу и сразу же включился в активную антибольшевистскую деятельность, в результате чего несколько раз подвергался аресту; последний арест в сентябре 1922 г. закончился судебным решением о высылке Ильина за пределы РСФСР.

            С 1922 г. Ильин проживает в Берлине, где подобно другим русским эмигрантам работает в Религиозно-философской академии, а затем в Русском научном институте. В этот период Ильин сближается с наиболее радикальным крылом русской эмиграции, настаивавшем на продолжении вооруженной борьбы с большевистским режимом в России. Постепенно он отходит от либеральных воззрений на общество и государство, которые разделял до 1917 г., и становится монархистом, приверженцем принципа внепартийного единения всех здоровых сил России; на этой основе он сближается с П. Струве и в то же время отдаляется от либерального крыла русской эмиграции, лидером которого был Н. Бердяев. Окончательное размежевание происходит после опубликования в 1925 г. книги Ильина «О сопротивлении злу силою», вызвавшей бурную полемику, в ходе которой Ильин был обвинен своими критиками (Н. Бердяев, З. Гиппиус, В. Чернов и др.) в «большевизме» и отходе от христианских идеалов. В том же 1925 г. выходит в свет книга «Религиозный смысл философии», составленная из трех речей Ильина, две из которых были опубликованы ранее (в 1915 и 1923 г.). Но главные усилия в 1922—1930 гг. Ильин направляет на политическую и организационную деятельность по сплочению наиболее решительных кругов эмиграции на борьбу с большевизмом. За ним по праву закрепляется титул главного идеолога белой эмиграции («белого дела»); особую известность в связи с этим получила его статья «Белая идея», опубликованная в 1926 г. в Берлине.

            Только в начале 30-х годов Ильин вновь больше времени уделяет чисто философскому творчеству. В 1937 г. выходит в свет его книге «Путь духовного обновления». В 1938 г. в Берлине была издана по-немецки (Ильин в совершенстве знал немецкий язык, так как по матери его предки были выходцами из Германии) книга «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий». Она стала первой частью задуманной Ильиным трилогии; вторая и третья ее части «Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Вглядываясь в даль. Книга размышлений и упований» были изданы также по-немецки в 1943 и 1945 г. Ильин предполагал опубликовать их и по-русски, но успел подготовить только вторую часть, которая под названием «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» была издана его вдовой в 1958 г. После прихода к власти в Германии национал-социалистов во главе с Гитлером условия жизни для Ильина стали сложными (в связи с его отказом следовать в преподавании инструкциям новых властей), в 1938 г. он был вынужден уехать в Швейцарию, где и проживал в пригороде Цюриха до самой своей смерти. В последние годы жизни Ильин работал над книгой «Аксиомы религиозного опыта» (в 2-х томах), которая была издана в Париже в 1953 г. и подвела итог его творчества. Уже после его смерти были опубликованы книги «Путь к очевидности» (1958) и «О сущности правосознания» (1956). В 40—50-е годы Ильин по-прежнему много времени уделял анализу процессов, происходящих в Европе и России, осмыслению трагического исторического опыта России, критике большевизма, коммунизма и либерализма. Небольшие популярные статьи на эту тему составили двухтомный сборник «Наши задачи», изданный Российским общевоинским союзом в Париже в 1956 г. Умер Ильин 21 декабря 1954 г.


Его работы:
Соч.: Кризис идей субъекта в наукоучении Фихте старшего, "Вопросы философии и психологии", 1912, кн. 111(1) и 112(2): Религиозный смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925; Аксиомы религиозного опыта, т. 1—2, Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.

Лит.: История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. von D. Tschizewskij, 2 Aufl., Darmstadt, 1961, S. 360—68. Ю. Н. Попов.

Ильин И. А. Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли» //Вопросы философии и психологии», М., 1914. Кн. 123. С. 413-476.
Ильин И. А. Проблема оправдания мира в философии Гегеля // Вопросы философии и психологии. 1916 г. Кн. 131. С. 280-355. 
Ильин И. А. Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли // Логос. Том 1. Вып. II, М. 1914. С. 250-306.
Ильин И. А. Логика Гегеля и ее религиозный смысл. // Вопросы философии и психологии. 1916 г. Кн. 135. С. 513-545. 
Ильин И. А. Учение Гегеля о свободе воли // Вопросы философии и психологии. 1917 г. Кн. 137-138. С. 165-224.
Ильин И. А. Учение Гегеля о морали и нравственности // Вопросы философии и психологии. 1917 г. Кн. 139-140. С. 151-227.  
ЧИТАТЬ
Содержание книги Ильина. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека
СКАЧАТЬ
Предисловие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Глава 8
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Глава 14
Глава 15
Глава 16
Глава 17
Глава 18
Глава 19
Учение Гегеля о реальности и всеобщности мысли
Проблема оправдания мира в философии Гегеля
Учение Гегеля о сущности спекулятивной мысли
Логика Гегеля и ее религиозный смысл
Учение Гегеля о свободе воли
Учение Гегеля о морали и нравственности

Назад в раздел