Русская христианская гуманитарная академия Российский Фонд фундаментальных исследований
Н.А. Бердяев Н.А. Бердяев

Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

 

Николай Бердяев еще при жизни стал одним из наиболее популярных русских мыслителей, широко известным не только в России, но и в Западной Европе. Это связано с тем, что Бердяев в очень простой и ясной форме выразил главные тенденции русской философии, зародившиеся в творчестве Чаадаева, славянофилов и Достоевского.

       Бердяев родился 6 марта 1874 г. в Киеве в семье, к которой принадлежали известные военные (его дед был атаманом войска Донского, прославившимся в Отечественной войне 1812 г.). В согласии с семейной традицией Бердяев был отдан в Киевский кадетский корпус, но вопреки воле родителей отказался от карьеры военного и в 1894 г. поступил на естественный факультет Киевского университета. Через год Бердяев переходит на юридический факультет, однако закончить университет ему так и не удалось. Он увлекается марксизмом, вступает в киевский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и активно участвует в его деятельности, занимаясь переправкой нелегальной литературы через границу. В 1898 г. Бердяев вместе с большой группой социал-демократов был арестован и затем исключен из университета и отправлен в ссылку в Вологду под надзор полиции (1900-1903 гг.). В ссылке он постепенно разочаровывается в марксизме и начинает движение в сторону идеализма. Об этом ясно свидетельствовала его первая книга «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском» (1901).

       В 1904 г. Бердяев приезжает в С.-Петербург, входит в круг Мережковского и начинает активно развивать идеологию «нового религиозного сознания». Об этом свидетельствуют его книги «Sub specie aeternitatis» и «Новое религиозное сознание и общественность», изданные в 1907 г., а также книга «Духовный кризис интеллигенции» (1910). В это время Бердяев — постоянный и активный участник всех известных петербургских философских собраний: заседаний Религиозно-философского общества, «сред» у Вяч. Иванова и «воскресений» у В. Розанова. Он публикует большое количество статей в популярных философских журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни». С 1908 г. Бердяев живет в Москве. Систематическое изложение своих философских воззрений он впервые предпринял в двух книгах: «Философия свободы» (1911) и «Смысл жизни. Опыт оправдания человека» (1916). Вторая книга обозначила отход Бердяева от группы Мережковского.

       Февральскую революцию 1917 г. Бердяев воспринял восторженно и в дальнейшем не раз заявлял, что эта революция была необходима для обновления России. В 1918 г. Бердяев стал одним из организаторов Академии духовной культуры, члены которой читали популярные лекции различного содержания. В 1922 г. он был выслан за пределы России. Оказавшись в эмиграции, Бердяев продолжил активную философскую работу. В 1922 г. в Берлине он участвует в организации Религиозно-философской Академии, а в 1924 г. переезжает в Париж, куда переводится и Академия. Здесь он становится редактором журнала «Путь» и руководителем самого известного эмигрантского издания «YMKA-PRESS». В эмиграции Бердяев создал самые известные свои труды: «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (1934), «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). Умер Бердяев в предместье Парижа 25 марта 1948 г.


Его работы:
Н.А. Бердяев. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности (1937)
Реальность духа. Дух и бытие (фрагмент)
Н.А. Бердяев. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии (1939)
Глава I.  Господин, раб и свободный
Н.А. Бердяев. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация (1947)
Часть I. Проблема познания и объективизация
2. Диалектика германского идеализма от Канта через Гегеля до Ницше
Н.А. Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого (1952)
Глава II. Диалектика божественного и человеческого в германской мысли. Значение Ницше. Диалектика Троичности (фрагмент)
ЧИТАТЬ
СКАЧАТЬ
Реальность духа. Дух и бытие (фрагмент)
Господин, раб и свободный
Диалектика германского идеализма от Канта через Гегеля до Ницше
Значение Ницше. Диалектика Троичности (фрагмент)

Назад в раздел